Печать

Полесский Десант

 

Само название деревни в Калинковичском районе в 50 километрах от Мозыря - Перетрутовский Воротын - заставляет удивлённо поднять брови, а то, что именно там пройдёт IV национальный Чемпионат по точности приземления на парапланах «Полесский десант -2013» и вовсе вызывает улыбку. Одобрительную. И восхищённую.

Ничего особенного в деревне и её окрестностях нет. Кроме дорог. В советское время здесь проводили активную мелиорацию и аккуратные квадраты полей окаймлены достаточно хорошими дорогами, по которым может свободно разгоняться автомобиль, с помощью специальной лебёдки поднимающий в воздух парапланериста. Именно это обстоятельство и привлекло внимание мозырских членов Белорусской парапланерной федерации. От них же и поступило предложение провести чемпионат.

Парапланеристы — народ лёгкий на подъем. Уговаривать летать их не нужно. И вот небольшой караван разномастных машин с номерами разных областей страны туманным утром 12 октября движется в поля у деревни с удивительным названием.

Со стороны можно предположить, что куда-то едет большая компания... рыбаков — машины загружены под завязку всякой непонятной всячиной. Это впечатление сохраняется ещё несколько минут по прибытии на место — выгружаются столики, складные стулья, удилища, шесты и (и даже детская коляска!)... Но когда на слегка влажной утренней траве начинают  появляться большие, яркие и пока непонятные полотнища, становится ясно, что этот многочисленный, мужской по большей части, коллектив — совсем не рыбаки.

На удилище прикрепляется длинный полосатый «чулок», указывающий направление ветра, длинный шест украшается ещё одним «чулком» и... старинным советским флагом ВВС — это так, в шутку, - улыбаются организаторы, - для обозначения нашего лётного статуса! С помощью ленты на земле очерчиваются два круга — в два и пять метров, а серединку (центр приземления) занимает, под общее одобрение, вязаный из лоскутов, деревенский круглый коврик.

Ну очень аутентично! Атмосфера дружественная — шестнадцать пилотов — парапланеристов, принимающих участие в полётах, и сопровождающие их друзья и близкие давно знакомы — круг летающих людей в стране пока невелик, Парапланерная федерация - одна из самых молодых. И цель самого «Воротыновского!» Чемпионата по положению — кроме определения победителей соревнования и формирования Национальной сборной, «развитие и популяризация парапланерного спорта в Республике Беларусь, укрепление дружбы между пилотами...» .

Пока готовится специальный буксировочный комплекс (с понятным только посвящённым названием «малинка»), в который кроме троса в 800 метров и блока, входит и... личный автомобиль (оборудованный специальным фаркопом с гидродинамометром) главного судьи, инициатора и организатора Чемпионата Евгения Вихора, можно немного порассуждать о... стоимости этого удовольствия — полета на параплане. Сам параплан с точки зрения человека непосвящённого, похож на парашют специальной удлинённой формы, но управляемый, и дающий возможность не только опускаться с приемлемой скоростью, но и совершать горизонтальный полёт, и подниматься вверх, используя восходящие с земли потоки тёплого воздуха. Так вот «бэушный» параплан, а чаще всего наши пилоты покупают именно такие, стоит около 1000 евро. Подвесная система, в которой с комфортом располагается спортсмен, запасной парашют, вариометр (прибор показывающий скорость подъема или опускания) и другая экипировка — ещё около 1000 евро... в сумме — в пределах двух тысяч небелорусских рублей... Дороговато, скажет наш читатель, мол, только для «обеспеченных». Но вот что любопытно — проведение нашего Чемпионата случайно совпало с... Днём курильщика! Есть, оказывается, и такой! Так вот обычный курильщик, начавший уничтожать свежий воздух с разрешённых 18-20 лет, только лет за пять-десять своей активной борьбы со здравым смыслом и природой, выбрасывает в воздух сумму большую, чем стоимость параплана! Не меньше тратит и автомобилист, покупающий «автобэу» чаще всего престижа токмо ради, да и поездка в тёплые страны для «оздоровления за неделю» стоит не меньше. Так что определение увлечённых чудаков - парапланеристов в категорию «обеспеченные» весьма условно. Во всяком случае, «бесящимися с жиру новыми белорусами», как пытаются представить этих людей некоторые недалёкие СМИ, не выглядит ни один из пилотов воротынского Чемпионата. И тратят по 100.000  рублей на взнос за участие в соревновании, плюс дорожные расходы и бензин, эти чудаковатые люди не из-за избытка средств, отнюдь.

Отдельно стоит отметить возраст участников — от тридцати, когда романтика уже подкрепляется размышлениями и твёрдо обоснованным желанием,  до... шестидесяти с лишним, когда к неугасшей романтике добавляется расчётливая мудрость. Одному из мозырян — активно летающему «Ивановичу» (так он сам представился при знакомстве) - Станиславу Ивановичу Дашко - 62 !

Он увлёкся парапланом уже после пятидесяти и «завязывать» со своим увлечением не собирается. Выглядит моложаво, взлетает легко и уверенно и один его вид отметает всякие мысли вроде «не в нашем уже возрасте...»

К специальному устройству на уровне груди парапланериста крепится петля буксировочного троса. Выпускающий судья, по рации держащий связь с водителем автомобиля-буксировщика, дает команды участнику. Вот дана «натяжка» - трос натянулся, спортсмен, слегка отклоняясь назад, «упираясь», накапливает необходимую для движения энергию. По сигналу «старт»- рывок руками, в которых зажаты клеванты, «крыло»(как говорят парапланеристы) приподнимается над землёй, набирает воздух. Человек, влекомый тросом, начинает короткий разбег, увлекает за собой параплан, тот принимает на себя поток воздуха, движущегося навстречу, наполняется, приобретая аэродинамическую форму настоящего крыла, и в какое-то мгновение совсем легко отрывает от земли своего хозяина.  Высота набирается стремительно, соразмерно скорости движущегося параллельным встречным(!) курсом автомобиля буксировщика...

Кстати, в ходе соревнований участники хвалят друг другу «мозырчан», за технические новшества в буксировке, позволившие сделать этот процесс более эффективным. Приятно слышать! Особенно если учесть, что в Мозыре летающих пока только двое — Станислав Иванович Дашко и Евгений Вихор. Собственно говоря именно примененный ими возвратный ролик позволил провести 6 туров соревнований за столь короткий период. Не без доброй зависти смотрит в небо ещё один наш коллега--заводчанин Валерий Саганов, имеющий серьёзный опыт прыжков с парашютом и уже некоторый — полётов на параплане. В этих соревнованиях на Валерии все измерения в круге приземления и большая общая помощь в решении всевозможных проблем. Без таких помощников в любом деле сложно! Ему особая благодарность!

На высоте около ста пятидесяти метров парапланерист освобождается от буксировочного троса, стабилизирует положение крыла, корректирует курс и уходит на глиссаду приземления... так примерно звучит профессиональное объяснение действий пилота. Для обычного же человека упражнение на точность приземления на параплане выглядит весьма и весьма романтично в ходе подъема в воздух и самого полёта (парения!), и достаточно драматично, или несколько комично в фазе приземления — попасть (встать — не упасть!) в центр мишени диаметром 5см, дело весьма непростое! Недолёты и перелёты, «коленопреклонения» и касания земли «пятой» точкой, переживания и успехи – идёт только накопление опыта, многие спортсмены впервые участвуют в таких соревнованиях.

За два красивейших и очень удачных по погоде и ветру осенних дня соревнований — 102 подъема в воздух. Победителями по результатам всех попыток становятся гомельчанин Вячеслав Тумаш, минчанин Андрей Маршалкович на втором месте, третий — Евгений Вихор. Цифры, итоги… места и переживания, надежды, радость и огорчения – все в прошлом. Каждый увозит с собой воспоминания о двух днях проведенных в удивительном месте, занимаясь любимым увлечением в кругу единомышленников.  Зрители запомнили этот день надолго – очарование осени и органично вписывающиеся в ландшафт, в синеву неба, крылья летающих людей, ноющее где-то в груди взрослого человека пацанячье чувство зависти... В середине первого дня солнце пробившееся сквозь завесу тумана, пробудило тёплые восходящие потоки и троим пилотам, «обработав» их, удалось улететь на высоту 850-1000 метров — убедив сомневающихся что и в середине октября, в Белоруссии могут быть полеты не только сверху вниз... большие крылья парапланов превратились на высоте в цветные лепестки. Так и хочется добавить сладкой журналистской водички: «...в тёплом осеннем небе»! Но в рации голос с километровой высоты: «Холод тут собачий. Ведь не готовились к такому подъему. Тепло не одевались даже! Но... красота-а-а! Пожалуй ещё повишу!....» Оставшиеся на земле качают головами — с пониманием и, все-таки, с завистью. Дела заставляют уезжать. Из окна уезжающей машины видны один за одним поднимающиеся участники Чемпионата и... деревенские мальчишки несущиеся на мотоциклах к парапланеристам. «Что ж вы так запоздало, ребята? Ведь если и летать ещё кому-то — так это уж точно — вам!».

И мысль не покидающая: «В следующий раз — обязательно! И материал в газету заранее! Ведь это не может не быть интересно!».

 Автор: Малащенко Игорь

Нравится